Социальные сети стали одним из способов ведения кибервойны, в том числе и против Украины. Так считает политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач, о чем в своё время сообщал сайт DELFI.
Современное общественное сознание очень зависимо от интернет-сетей. На них строятся в некоторых странах системы государственного управления. Таким образом принимаются решения. К примеру, основа демократии - избирательное голосование может проводиться через Интернет путём нажатия кнопки.
Но через социальные сети может идти мощнейшая манипуляция общественным мнением, ведь "всякие такие кнопки", которые мы там нажимаем, моментально вводят нас в определенные группы, которые потом анализируются, систематизируются.
Например, закрытие популярного украинского файлообменника EX.ua вызвало беспрецедентную волну негодования интернет-пользователей, и даже заставило часть из них пойти мерзнуть в пикетах протеста под стенами Министерства внутренних дел. В соцсетях - Facebook и "Вконтакте" зазвучали призывы атаковать сайты госорганов Украины.
В Интернете из-за этого началась настоящая война против официальных представительств государственных органов. Украинские хакеры организовали сотрудничество с международной хакерской сетью The Anonymous, которая ранее занималась атаками на сайты ФБР, Европарламента, шведского правительства, платежных систем Mastercard и Visa. За два дня неизвестным хакерам удалось вывести из строя сайты Администрации президента, МВД, Службы безопасности Украины (СБУ), Конституционного суда и официальный сайт Партии регионов. С перебоями работали сайты Кабинета министров, Налоговой администрации и Национального банка Украины (НБУ).
Впервые за годы независимости власть столкнулась с партизанскими методами войны со стороны собственных граждан. Однако если в прошлом столетии народным ополченцам приходилось скрываться в лесах и координировать свои действия из засекреченных схронов, то теперь они перебрались в уютные офисы, сидят за рабочими столами в собственных квартирах и пользуются средствами коммуникации, о существовании которых руководители вышеперечисленных органов и не подозревают.
В. Горбач считает, что интернет-сообщества по сути дела дают возможность работать с людьми, которые, например, придерживаются оппозиционных взглядов и через открытые социальные сети ими можно манипулировать, вводя в отдельные сегменты, невидимые для всех остальных пользователей ресурсы. Тем самым увеличивается количество тех людей, которые начинают получать специальную контентную информацию, подрывающую авторитет власти и ценности государства. Не секрет, что это активно применяется.
Далеко ходить не надо давайте посмотрим что по этому поводу думают в ближнем зарубежье. Например, вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил, что подобного рода делами в США занимается даже госдепартамент, где создан специальный отдел. Он рассказал, что встречался с начальником этого подразделения, который активно работает "по применению социальных сетей для достижения США своих военных целей не военным путем". Таким образом, кибервойна и кибертероризм для НАТО уже стали предметом военной угрозы и военного ответа, а может ли Украина эффективно следить за этими процессами?
Кибертерроризм - это элемент ведения информационной войны, поражение информационных средств на территории противника. Поскольку военная пропаганда является одним из элементов ведения современных войн. Когда сторона, на которую нападают, информационно изолируется, или же блокируют ее источники информации. Элементы кибертерорризма уже применялись к отдельным украинским сайтам. Например, во время российско-грузинской войны был поражен сайт maidan.org.ua. Они перешли на свое американское зеркало maidanua.org. Эффективно противостоять таким вещам Украина сегодня не в состоянии. Причина проста - отсутствие ресурсов.
Внимание спецслужб к социальным сетям и крупным интернет-сервисам уже неоднократно становилось причиной громких скандалов. Которые, кстати, на этом внимании никак не отражаются. Разве что методы спецслужб становятся изощреннее.
Напомним, в США как раз идет очередное разбирательство на эту тему. В Washington Post была опубликована статья, в которой утверждалось, что американские спецслужбы имеют прямой доступ к серверам девяти крупнейших интернет-гигантов, включая Microsoft, Yahoo, Google и Facebook. Они имеют возможность вести слежку за отдельными гражданами в рамках секретной правительственной программы PRISM.
В свою очередь, глава национальной разведки США Джеймс Клэппер не стал отрицать, что американские спецслужбы имеют доступ к серверам интернет-компаний для сбора персональных данных пользователей. При этом он подтвердил официальный комментарий Белого дома, что речь идет только о сетевых пользователях, которые не являются гражданами США и проживают за рубежом.
В свою очередь, Facebook, Apple, Microsoft, Google и Yahoo поспешили отметить, что не предоставляют спецслужбам прямого доступа к своим серверам.
Ранее ряд СМИ обращали внимание, что крупнейшие интернет-компании собирают информацию о пользователях своих устройств. Факт это общеизвестный и, в общем-то, привычный, особого возмущения не вызывающий.
Легко согласиться с тем, что социальные сети стали инструментом идеологической борьбы. "Все цветные революции делаются с помощью "Твиттера" и "Фейсбука", это инструменты организации и направления масс. Государственными переворотами теперь руководят с их помощью.
Запретами ничего решить нельзя. Здесь работает известный тезис: не можешь победить — возглавь. То есть надо самостоятельно создавать собственные структуры, которые так же, как у американцев, россиян или китайцев, работают в сети.
Но, в данном случае в полный рост встает проблема государственной идеологии. С начала перестройки выросли как минимум два поколения людей, которые не верят в Украину. Мы уже который год хотим в НАТО, мы видим себя в ЕС, и отсюда вытекает вывод, что все хорошее только в Америке и в Европе, а у нас, начиная со Сталина, Горбачева, Кравчука, Кучмы, Ющенко — все плохо.
Вывод представляется следующим. Киберпространство, виртуальный мир, социальные сети — это инструментарий и орудие. Надо учиться пользоваться этим инструментами. Надо поставить всё это на службу своим целям и задачам.
Осваивать этот инструментарий нужно как можно быстрей. Тот, кто не осваивает современные технологии воздействия, проигрывает. Так устроен наш новый глобальный мир. Мы же не хотим с ним только воевать, мы же хотим в него встроиться, не потеряв своих экономических, культурных и любых других преимуществ. Значит чтобы в будущем активно отбивать кибератаки, надо осваивать!
|